Напомним, Указом Президента Российской Федерации определены пять национальных целей развития: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация. Их достижение обеспечивается в рамках национальных проектов, на уровне области – соответствующих региональных проектов, встроенных в государственные программы области.
В рамках исполнения плана-графика по переходу государственных программ субъектов Российской Федерации на новую систему управления, Правительство Вологодской области утвердило новый Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ региона. Документ подготовлен в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными для регионов Минэкономразвития России и Минфином России по согласованию с Аппаратом Правительства Российской Федерации.
Новая структура государственной программы предусматривает два вида элементов, которые составляют ее «проектную» и «процессную» части.
«Проектная» часть госпрограммы – это проекты, реализуемые как в рамках национальных проектов, так и по инициативе органов исполнительной государственной власти области. По своей сути проекты – это расходы, направленные на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений, позволяющие решать конкретные проблемы и задачи развития.
«Процессная» часть госпрограммы – это комплексы процессных мероприятий, реализуемые органами исполнительной государственной власти области на постоянной основе.
У каждого структурного элемента формируется паспорт, в котором детально прописаны объемы и источники финансового обеспечения, результаты и показатели, их связь с показателями национальных целей развития, федеральных государственных программ, а также ответственные за их достижение.
С учетом накопленного в Вологодской области опыта работы с проектами и государственными программами как документами стратегического и бюджетного планирования действующая процедура утверждения и корректировки государственной программы в целом сохранена. Основные изменения связаны с встраиванием в нее проектной деятельности в части разработки и утверждения паспортов проектов, внесения изменений в них.
«Внедрение нового подхода позволит повысить влияние государственных программ на достижение национальных целей развития и усилить контроль за их достижением. Расходы на исполнение государственных функций, предоставление государственных услуг и выполнение социальных обязательств в виде комплексов процессных мероприятий останутся в рамках программ. Это обеспечит сохранение областного бюджета в максимально «программном» формате», – отметила начальник Департамента стратегического планирования и совершенствования управленческих процессов Правительства области Светлана Пономарева.
Следующий этап после принятия нового Порядка - переформатирование действующих государственных программ области под новые требования. В соответствии с решением Совета по разработке и реализации государственных программ области и повышению эффективности бюджетных расходов под руководством главы региона Олега Кувшинникова ожидается, что органы исполнительной государственной власти области завершат эту работу в следующем году в рамках формирования проекта областного бюджета на 2025-2027 годы. В дальнейшем региональный опыт управления государственными программами в новом формате планируется транслировать в работу органов местного самоуправления с муниципальными программами.