1. Какая ответственность наступит для работника аптеки в случае продажи рецептурного препарата без рецепта?
Федеральным законом от 28.04.2023 № 175-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 28.04.2023, внесены изменения в статью 14.4.2 КоАП РФ.
В частности, нарушение установленных правил отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, выразившееся в отпуске указанных лекарственных препаратов без рецепта, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц – от 150 тысяч до 200 тысяч рублей.
Согласно примечанию к указанной статье, фармацевтические работники, совершившие данное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица.
2. Мошенничество в сети Интернет и ответственность за него.
С 2012 года в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность по статье – 159.6 «Мошенничество в сфере компьютерной информации».
Согласно данной норме мошенничество в сфере компьютерной информации это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей -наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
Пленумом Верховного Суда разъяснено, что по смыслу статьи 159.6 УК РФ вмешательством в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей признается целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на серверы, средства вычислительной техники (компьютеры), в том числе переносные (портативные) - ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны, снабженные соответствующим программным обеспечением, или на информационно-телекоммуникационные сети, которое нарушает установленный процесс обработки, хранения, передачи компьютерной информации, что позволяет виновному или иному лицу незаконно завладеть чужим имуществом или приобрести право на него.
3. Какая ответственность может наступить за неоказание помощи больному, воспрепятствование оказанию медицинской помощи?
Статьей 124 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за неоказание помощи больному.
Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, наказывается на срок до четырех месяцев ареста.
То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, наказывается вплоть до четырех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статьей 124.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность и наказание до двух лет лишения свободы за воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента,
То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть пациента, влечет наказание до четырех лет лишения свободы.
4. Новые требования к камерам для фиксации нарушений правил дорожного движения
В соответствии с Федеральным законом от 29.05.2023 № 197-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 сентября 2024 года устанавливаются требования к камерам для фиксации нарушений правил дорожного движения.
В частности, камеры (стационарные, передвижные, мобильные средства фиксации нарушений ПДД) должны обеспечивать контроль за соблюдением ПДД и осуществлять фиксацию в зоне своего обзора всех нарушений, для выявления которых они предназначены, независимо от усмотрения и без какого-либо непосредственного воздействия на них человека, а также должны быть утверждены в качестве средств измерений, иметь соответствующий сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке.
Информация о местах установки стационарных, передвижных средств фиксации и (или) маршрутах движения транспортных средств с размещенными на них мобильными средствами фиксации должна быть общедоступной и размещаться на официальном сайте МВД.
Фиксация нарушений камерами, не соответствующими установленным требованиям, и передача полученной с их помощью информации в уполномоченные органы не допускаются, а в случае если указанная фиксация произошла, полученная с помощью таких средств фиксации информация не допускается для использования в целях привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД.
5. Какими способами и орудиями запрещено охотиться в соответствии с законом?
При осуществлении охоты запрещается:
- использование стандартных ногозахватывающих удерживающих капканов со стальными дугами для отлова волка, енотовидной собаки, енота-полоскуна, рыси, барсука, лесной куницы, соболя, горностая, выдры, бобров, ондатры, за исключением отлова волка в целях регулирования его численности;
- использование любых плавательных средств в период осуществления весенней охоты для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи пернатой дичи, за исключением плавательных средств, используемых для создания не находящегося в движении укрытия, а также подбора и транспортирования добытой дичи;
- использование патронов, снаряженных дробью или картечью при осуществлении охоты на копытных животных и медведей, за исключением использования дроби (картечи) диаметром не менее 5 миллиметров для стрельбы по кабарге, косулям и дикому северному оленю и диаметром не менее 7,5 миллиметров для стрельбы по кабану;
- применение взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, газов, электрического тока;
- применение любых световых устройств, для добычи пернатой дичи, за исключением случаев осуществления охоты в целях регулирования численности, акклиматизации, переселения и гибридизации, содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
- применение любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения для добычи охотничьих животных за исключением случаев добычи в темное время суток: копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, барсука, бобров, с соблюдением требований, установленных правилами охоты и др.
С полным перечнем запрещенных орудий и способов добычи охотничьих ресурсов можно ознакомиться в Правилах охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 24.07.2020 № 477.
6. Какие существуют ограничения по стрельбе на охоте?
При осуществлении охоты запрещается:
- осуществлять добычу охотничьих животных с применением охотничьего оружия ближе 200 метров от жилого дома, жилого строения;
- стрелять "на шум", "на шорох", по неясно видимой цели;
- стрелять по пернатой дичи, сидящей на проводах и опорах (столбах) линий электропередач;
- стрелять вдоль линии стрелков (когда снаряд может пройти ближе, чем 15 метров от соседнего стрелка);
- стрелять по информационным знакам, в том числе дорожным знакам, знакам дорожного движения, межевым знакам, рекламным конструкциям (стендам, щитам), а также специальным информационным знакам (аншлагам) и иным информационным знакам и их опорам, жилым и нежилым помещениям;
- стрелять ниже 2,5 метров по взлетающей и летящей птице при осуществлении охоты в зарослях, кустах и ограниченном обзоре местности;
- осуществление охоты с неисправным охотничьим оружием.
7. Что грозит за незаконную охоту?
За нарушение правил охоты возможно привлечение к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.
Так, например, согласно части 1 статьи 8.37 КоАП РФ нарушение правил охоты охотником влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
При повторном совершении данного правонарушения санкция увеличивается.
Согласно статье 258 УК РФ незаконная охота наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Незаконная охота, совершенная лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб - наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
8. Какие документы должен иметь охотник при себе?
При осуществлении охоты физические лица обязаны меть при себе:
- охотничий билет;
- в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным, пневматическим, метательным стрелковым оружием (далее - охотничье оружие) - разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия;
- в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях - разрешение на добычу охотничьих ресурсов;
- в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях - разрешение на добычу охотничьих ресурсов, а также путевку;
- в случае осуществления охоты на иных территориях (в том числе особо охраняемых природных территориях), являющихся средой обитания охотничьих животных - разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в соответствии с Порядком уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти или федеральными государственными бюджетными учреждениями, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление соответствующими особо охраняемыми природными территориями;
- в случае осуществления охоты с ловчими птицами - разрешение на их содержание и разведение в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.
9. Особенности при содержании под стражей женщин.
Особенности содержания под стражей женщин предусмотрены статьей 30 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Так, подозреваемые и обвиняемые женщины могут иметь при себе детей в возрасте до трех лет.
В местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуется оказание медицинской помощи соответствующего вида и устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения.
Не допускается ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей.
К беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, не может быть применено в качестве меры взыскания водворение в карцер.
В случае необходимости, администрация места содержания под стражей может возбуждать в установленном законом порядке ходатайство о временной передаче ребенка родственникам или иным лицам либо в детское учреждение.
10. В какое время можно использовать дополнительные дни отдыха за сдачу крови?
В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску, может быть использован непосредственного сразу за днем сдачи крови либо в другое время.
Если день отдыха не был использован сразу, то его дата должна быть согласована с работодателем. При этом такой день может быть использован только в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.
11. Что такое конфликт интересов?
Согласно закону конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее – служащие), влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
К таким служащим относятся:
1) государственные и муниципальные служащие; 2) служащие Центрального банка РФ, работники, замещающие должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых РФ на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного; 3) работники, замещающие отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; 4) иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
12. Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным?
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Оценка и обследование помещения, а также многоквартирного дома на предмет их соответствия установленным требованиям осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органами местного самоуправления.
В соответствии с Положением, основанием для принятия комиссией решения о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может являться в том числе заявление собственника помещения.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы: заявление, копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, проект реконструкции нежилого помещения, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания и некоторые другие.
13. Как необходимо поступить с находкой?
Статьями 227-229 Гражданского кодекса РФ закреплены основания приобретения права собственности на имущество, собственник которого неизвестен, в том числе на находку.
Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или другое лицо, имеющее право получить ее, и возвратить найденную вещь законному владельцу.
Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или транспортного средства. Нашедший также обязан заявить о находке в полицию или орган местного самоуправления.
В случае, если лицо, обнаружившее найденную вещь, скрывает ее либо пытается уничтожить индивидуальные признаки (вытаскивает сим-карту из телефона, снимает чехол и т.д.), то такое поведение может свидетельствовать о возникшем умысле на хищение этого имущества и такие действия могут быть квалифицированы как кража или мелкое хищение.
14. Явка с повинной.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 61 УК РФ явка с повинной признается смягчающим наказание обстоятельством.
Явкой с повинной является добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. При этом заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью 3 статьи 141 УПК РФ.
Не может признаваться добровольным заявление о преступлении, сделанное лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления.
Добровольное сообщение лица о совершенном им или с его участием преступлении признается явкой с повинной и в том случае, когда лицо в дальнейшем в ходе предварительного расследования или в судебном заседании не подтвердило сообщенные им сведения.
15. Может ли гражданин прикрепиться к поликлинике не по месту жительства?
При получении бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования граждане имеют право на выбор медицинской организации, в том числе не по месту своей регистрации (ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год. В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год врача-терапевта, врача терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
Таким образом, каждый гражданин РФ, застрахованный по ОМС, имеет право один раз в год поменять медицинскую организацию, в которой ему амбулаторно предоставляется медицинская помощь - поликлинику, в том числе стоматологическую поликлинику, а также женскую консультацию. Никаких объяснений по поводу смены поликлиники не требуется.
При этом гражданин может выбрать любую медицинскую организацию из числа включенных в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.