Грязовецкий муниципальный округ
Вологодская область

Правовая информация

Автор: Прокуратура Грязовецкого ра...
Прокуратура района дает разъяснение законов по вопросам: Лишение родительских прав в отношении несовершеннолетних детей,  восстановление в родительских правах, что может быть предметом взятки по уголовному законодательству, уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, основания для увольнения в связи с утратой доверия, об ответственности за жестокое обращение с детьми в семье, о праве родителей на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации, порядок ограничения в родительских правах в отношении несовершеннолетних детей, новое в законодательстве об образовании, прием детей в дошкольные организации
Правовая информация.

1. Лишение родительских прав в отношении несовершеннолетних детей  

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Статья 69 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает, что родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав производится исключительно в судебном порядке. Правом на обращение в судебные органы за лишением родительских прав обладают один из родителей или лиц, их заменяющих, прокурор, а также органы или организации, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие).

При этом семейным законодательством предусмотрена возможность восстановления родителей в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.  

2. Восстановление в родительских правах

Если основания, в силу которых родители либо один из них были лишены родительских прав, отпали (родители изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка), они могут быть восстановлены в родительских правах.

Восстановление родительских прав происходит в судебном порядке, возможно только в отношении детей, не достигших совершеннолетия, и не может быть начато на протяжении полугода после лишения родителя родительских прав.

Во-первых, необходимо обратиться с исковым заявлением о восстановлении в родительских правах в районный (городской) суд по месту жительства ответчика, которым является второй родитель или лицо, его заменяющее (опекун, попечитель), приемный родитель или детское учреждение, где находится ребенок.

В заявлении необходимо указать основания для восстановления в родительских правах и приложить документы, подтверждающие изложенную позицию.

Чтобы забрать ребенка у лица, у которого он находится, одновременно с заявлением о восстановлении в родительских правах следует заявить требование о возврате ребенка родителям (одному из них).

Исковое заявление о восстановлении родительских прав госпошлиной не облагается.

Во-вторых, истец должен представить суду доказательства тех обстоятельств, которые указаны в исковом заявлении, что он пересмотрел свое отношение к ребенку и его воспитанию, а также отказался от вредных привычек, произошло радикальное изменение образа его жизни. Если речь идет о лечении от алкоголизма, наркомании, то необходимо представить справки из лечебного учреждения, наркологического диспансера, положительные характеристики с места работы, учебы, с места жительства и др. Кроме письменных доказательств можно использовать свидетельские показания. Свидетели могут рассказать об изменении условий, обстоятельств, а также отношения к воспитанию ребенка.  

В-третьих, необходимо дождаться рассмотрения дела судом и получить решение суда. В деле о восстановлении в родительских правах обязательно принимает участие орган опеки и попечительства. Он проводит обследование условий по месту проживания несовершеннолетнего, а также по месту проживания родителя, который желает восстановиться в родительских правах. Заключение органа опеки и попечительства суд будет учитывать наряду с другими доказательствами по делу. Также суд по этой категории дел обязательно привлекает к участию прокурора для дачи заключения.

Восстановиться в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия. Суд вправе отказать в удовлетворении иска о восстановлении в родительских правах, если такое восстановление противоречит интересам ребенка. Кроме того, восстановиться в родительских правах невозможно, если ребенка усыновили и усыновление не отменено.

Удовлетворяя иск о восстановлении в родительских правах и о возвращении ребенка родителям, суд также разрешает вопрос о прекращении взыскания с родителей алиментов на ребенка.

В случае несогласия вынесенное судом решение можно обжаловать в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

3. Что может быть предметом взятки по уголовному законодательству?

В соответствии со статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -  УК РФ) предметом взятки могут быть:

деньги;

ценные бумаги;

любое иное имущество;

незаконное оказание услуг имущественного характера, под которым понимается предоставление любых имущественных выгод, в том числе освобождение от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им; предоставление бесплатных либо по заниженной стоимости туристических путевок; ремонт квартиры, строительство дачи; передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования; исполнение обязательств перед другими лицами);

предоставление иных имущественных прав (этот способ передачи взятки предполагает совершение взяткодателем каких-либо юридических действий, направленных на возникновение у должностного лица права владеть, пользоваться и распоряжаться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств, либо получать доходы от использования бездокументарных ценных бумаг или цифровых прав).

Уголовная ответственность за получение взятки возникает и в том случае, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу, при этом не имеет значения, какое отношение взяткополучатель имеет к этим лицам или организациям.

Переданное в качестве взятки имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права в ходе уголовного судопроизводства должны получить денежную оценку на основании полученных доказательств. Это имеет существенное значение, поскольку уголовным законом виды и размер наказания дифференцируются в зависимости от размера переданной либо полученной взятки.

В соответствии с примечанием 1 к статье 290 УК РФ предусмотрены следующие размеры взятки:

значительный размер, который образует сумма, превышающая 25 тысяч рублей;

крупный размер – свыше 150 тысяч рублей;

особо крупный размер – свыше 1 миллиона рублей.

Кроме того, статьей 291.2 УК РФ предусмотрено наказание за «мелкое взяточничество», когда размер взятки не превышает 10 тысяч рублей.

4. Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности.

 Статья 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за содействие террористической деятельности.

Содействие террористической деятельности заключается в склонении, вербовке или ином вовлечении лица в совершение хотя бы одного из преступлений террористической направленности, в вооружении или подготовке лица в целях совершения такого преступления, а также в финансировании терроризма. Максимальное наказание за осуществление указанных деяний – лишение свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. Квалифицированные составы преступления (среди которых использование служебного положения, пособничество в совершении террористического акта, и организаторская деятельность в террористических целях) предусматривают более строгое наказание, вплоть до пожизненного лишения свободы.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» под склонением, вербовкой или иным вовлечением определенного лица (группы лиц) в совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных в ч. 1 ст. 205.1 УК РФ, следует понимать, в частности, умышленные действия, направленные на вовлечение определенного лица (группы лиц) в совершение одного или нескольких указанных преступлений, например, путем уговоров, подкупа, угрозы, убеждения, просьб, предложений (в том числе совершенные посредством размещения материалов на различных носителях и распространения через информационно-телекоммуникационные сети), применения физического воздействия или посредством поиска лиц и вовлечения их в совершение хотя бы одного из указанных преступлений.

Финансированием терроризма наряду с оказанием финансовых услуг, признается предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи, лекарственных препаратов, жилых либо нежилых помещений, транспортных средств) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений террористической направленности, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц).

Уголовный закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности лица за содействие террористической деятельности, если лицо своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

5. Основания для увольнения в связи с утратой доверия.

Согласно ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в установленном порядке подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами;

участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления лицом предпринимательской деятельности;

вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством.

Аналогичный вид ответственности предусмотрен законодательством для государственных гражданских и муниципальных служащих.

Основаниями для увольнения в связи с утратой доверия являются нарушения антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей.

Термин «утрата доверия» является оценочным понятием, под которым можно понимать отношения, возникшие вследствие совершения служащим действий (бездействия), которые порождают обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои должностные обязанности.

При этом утрата доверия по смыслу закона предполагает невозможность дальнейшего продолжения трудовых отношений, независимо от предшествующего поведения работника и его отношения к труду.

Сведения об увольнении (освобождении от должности) лица в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр. Реестр размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

 6. Об ответственности за жестокое обращение с детьми в семье.

Дети являются наиболее уязвимыми членами общества и за жестокое обращение с ними в семье законом предусмотрена ответственность.

Законом установлено, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

В неблагополучных семьях, где, к примеру, родители злоупотребляют алкоголем, жестокость может стать нормой, однако побои, запугивание, унижение нередко применяются и в благополучных семьях.   

Жестокое обращение, сопряженное с невыполнением обязанностей по воспитанию ребенка, является преступлением, предусмотренным ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Указанное преступление выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности (опекун, попечитель), соединенное с жестоким обращением.

Жестокое обращение может выражаться как в физическом и психическом насилии, так и в применении иных недопустимых способов воспитания (лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм, рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку).

Для признания лица виновным в совершении преступления наступления каких-либо последствий не требуется. За совершение преступления предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Кроме того, определенные факты жестокого обращения с детьми могут быть квалифицированы в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации как побои (ст. 116), истязание (ст. 117), оставление в опасности (ст. 125), преступления против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних (ст. 131-135) и другие.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей, не сопряженное с жестоким обращением, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, которой предусмотрено наказание в виде предупреждения либо наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Кроме того, за жестокое обращение с ребенком родители в соответствии с положениями ст. 69, 73 Семейного кодекса Российской Федерации могут быть судом лишены родительских прав либо ограничены в них.  

Если образовательной, медицинской организации стало известно о фактах жестокого обращения с детьми в семье они обязаны незамедлительно проинформировать об этом орган прокуратуры, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

7. О праве родителей на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации.

С 1 января 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022                        № 317-ФЗ, которым внесены изменения в статьи 51 и 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с указанными изменениями, одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях независимо от возраста ребенка в течение всего периода лечения.

Плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается при совместном нахождении в медицинской организации:

с ребенком-инвалидом, который в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выданной по результатам проведения медико-социальной экспертизы, имеет ограничения основных категорий жизнедеятельности человека второй и (или) третьей степеней выраженности (ограничения способности к самообслуживанию, и (или) самостоятельному передвижению, и (или) ориентации, и (или) общению, и (или) обучению, и (или) контролю своего поведения), – независимо от возраста ребенка-инвалида;

с ребенком до достижения им возраста четырех лет;

с ребенком в возрасте старше четырех лет – при наличии медицинских показаний.

Указанные изменения внесены в целях установления дополнительной гарантии создания комфортных психологических и физиологических условий пребывания детей-инвалидов в стационарах медицинских организаций.

8. Порядок ограничения в родительских правах в отношении несовершеннолетних детей.

В силу пункта 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).

Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.

Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них).

Последствиями ограничения родительских прав является следующее:

родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей;

ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка;

ребенок, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства;

в случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

9. Новое в законодательстве об образовании.

 В истекшем году внесены существенные изменения в законодательство об образовании.

В частности, введены единые для всей Российской Федерации федеральная основная общеобразовательная программа, федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.

Образовательные организации сохраняют за собой право разрабатывать собственные образовательные программы, однако в обязательном порядке необходимо применять федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

Федеральные основные общеобразовательные программы должны быть утверждены Минпросвещения России не позднее 1 января 2023 г., а основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с ними не позднее 1 сентября 2023 г.

Еще одним нововведением является возможность образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, для осуществления присмотра и ухода за детьми создавать группы продленного дня. Решение об открытии группы продленного дня и о режиме пребывания в ней детей принимается образовательной организацией с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся в порядке, определенном уставом образовательной организации.

С учетом данных изменений при функционировании в образовательной организации таких групп в уставе образовательной организации требуется урегулировать порядок принятия решения об открытии группы продленного дня и учета мнения родительской общественности.

Скорректированы законодателем положения об организации питания детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими образования.

В частности, закон об образовании закрепил обязанность учредителей образовательных организаций, обеспечивать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе находящихся на домашней форме обучения, бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

При этом законодатель предусмотрел возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией.

Порядок ее получения и размер должны быть для муниципальных образовательных организаций урегулированы в соответствующих нормативных правовых актах, а денежные средства в требуемом объеме – предусмотрены в местных бюджетах.

10. Прием детей в дошкольные организации

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии со статьей 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

В рамках дошкольного образования предусмотрено разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

В соответствии со статьей 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

Прием обучающихся для получения дошкольного образования осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест по направлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления посредством использования региональных информационных систем.

В законодательстве закреплено право преимущественного приема детей в те детские сады, где обучаются их братья или сестры. При этом дети должны проживать в одной семье и иметь общее место жительства.

Заявление для направления в государственную или муниципальную образовательную организацию представляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления на бумажном носителе и (или) в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций).

Документы о приеме подаются в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которую получено направление. Заявление о приеме представляется в образовательную организацию на бумажном носителе и (или) в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций).  

Для записи ребенка в детский сад могут понадобиться, в частности, следующие документы:

- паспорт одного из родителей (законного представителя) ребенка;

- свидетельство о рождении ребенка (по желанию);

- свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту пребывания на закрепленной территории (по желанию);

- документ, подтверждающий наличие права на специальные меры поддержки (гарантии) отдельных категорий граждан и их семей (при необходимости);

- документ, подтверждающий права лица, заменяющего родителя ребенка (при обращении опекуна, попечителя);

- доверенность, оформленная в установленном порядке (при обращении лица, уполномоченного заявителем).

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie